Богослужение - значение слова в православном словаре

Богослужение

совокупность священных обрядов и действий, посредством которых выражаются во вне внутренняя вера Церкви и благоговейные чувства каждого ее члена. Христианское богослужение в широком смысле называется литургией, то есть «общим делом», общей, соборной молитвой.Богослужение Православной Церкви совершается по Уставу (Типикону). Это значит — по определенным правилам, по некоему раз и навсегда установленному порядку или чину.
Богослужение распределяется по часам, дням, седмицам (неделям) и месяцам. В основе его находится суточный круг, состоящий из следующих служб: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, 1го часа, 3го часа, 6го часа, 9го часа.
За кругом суточным следует круг седмичн! Он не имеет своих отдельных служб, но его литургические тексты вставляются в определенные места суточных служб в зависимости от дня недели. Каждый день недели посвящен определенному духовному образу. Воскресение — посвящено празднованию события Воскресения Христова. Понедельник посвящен Небесным Силам Бесплотным, вторник — Крестителю и Предтече Иоанну, среда и пятница — Святому Животворящему Кресту Господню, четверг — святым апостолам и Святителю Николаю Мирликийскому, суббота — всем святым и памяти умерших членов Церкви.
Третьим кругом богослужения является годовой круг, самый сложный по своей структуре.
Богослужебные круги — определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточный богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, пер вого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается — опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седминный богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам — ангелам Господним; вторника — пророкам и Иоанну Крестителю; четверга — апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы — воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы — поминовению умерших христиан; богослужение воскресного Дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы — совокупность изменяемых со ставных частей богослужения седмичного богослужебного круга — содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образу восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем — включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг — связанный с лунным календарем (см. пасхалия) — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня изминеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Православный словарь, энциклопедия, духовный алфавит - www.avs75.ru

2009

[назад в раздел ]