Афон - Часть первая - Четыре дня в саду у Богородицы

Четыре дня в саду у Богородицы - Часть первая

Эвхористо – Спасибо на греческом языке
Паракало – Пожалуйста на греческом языке
Диамонитирион – пропуск на Святую Гору.
Архондарики – место в монастыре, где принимают паломников, что-то типа гостиной.
Калиспера – Добрый вечер

Подготовка

На дворе осень 2012 года, и меня, в очередной раз, стала одолевать мысль о посещении Афона. Уже прочитано много книг про Святую Гору, уже, мысленно, в бюджете выделены деньги на поездку, уже представлял с кем и как поеду. Не хватало совсем чуть-чуть - сделать последний шаг: поставить внутри себя подпись - «Утверждаю». По себе знаю - необходимо, чтобы решение пришло и утвердилось во мне внутри, где-то в душе, и, как только это решение снизойдёт на меня, тогда буду идти напролом или просто идти к поставленной цели.

Стал перебирать в уме своих друзей, знакомых, кого смог бы позвать с собой на Афон. Перебирал недолго - не так много в моём окружении людей близких к церковной жизни, которым эта поездка интересна как паломничество, а не турпоход.
В 2010 г. был около Афона с сыном. Мы отдыхали с ним вдвоем в Греции и увидев тур к Афону тут же купил билеты. Правда это был туристический тур. Не советую верующим посещать святые места такими тур-поездками. Тогда, мы наблюдали паром и катер, которые ходили вдоль Афона. Это были «правильные посудины», которые возили монахов, паломников вдоль Святой горы. Уже тогда, глядя на них, я думал: «Неужели, я когда-то удостоюсь этого и побываю на самом Афоне…». Прошло всего- почти 2 года.

Итак…

Ехать одному - мне не хотелось и я решил собрать команду.

Написал письма сразу нескольким кандидатам – своему брату, отцу Алексию, отцу А. и коллеге по работе- Артёму. Первые трое - сразу отказали. У отца Алексия этот год был «выпускным» в школе у сына. К тому же, ему добавили ещё один приход, а в условиях деревенской жизни, с удалением на 200 км от МКАД и всех оживлённых трасс, это значительно добавляло хлопот. Так что- минус один. Брат также ответил отказом - у него отпуска уже были расписаны на год вперёд и все мои предложение по ноябрю или маю ему не подходили. У отца А. возникли другие проблемы, которые, впрочем, были решаемы и я его, в конце концов, уговорил. Итак, есть первое добро! А тут ещё и Артём с работы сказал- «За», так что, вроде, всё складывалось вполне успешно. Главное- с нами был батюшка, а с батюшками легче. Кстати, это действительно так! Думаю, многое нам удалось, именно из-за присутствия с нами батюшки, но не пугайтесь, без батюшек на Афон можно ехать. Может, где-то быстрее проскочите мимо каких-нибудь паломников, которые не будут просить благословение, задавать вопросы и отвлекать вашего Падре от ваших проблем.

Команда была. Нас было трое, а втроём можно многое. Можно даже горы свернуть, но нам бы не свернуть, а, хотя бы, дойти до той горы - внутри себя, на которую надо подняться.

Поговорили с отцом А.… «поговорили» - мягко сказано. Отец А. живёт в Германии и служит сразу в нескольких приходах Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Германии. Главный приход у него в Кобурге, где он и живёт с семьёй. Поэтому, все наши разговоры были в переписке по электронной почте. По всем нашим прикидкам выходило, что поездка будет удобной для всех - после Светлой Седмицы. Пасха в этом году выдалась поздняя, поэтому мы должны ехать на Афон в начале туристического сезона, что я считал совсем неплохо, так как уже тепло, одеваться можно по-летнему, меньше с собой тащить одежды. За период ожидания старта на Афон, удалось сэкономить на завтраках достаточную сумму, поэтому к апрелю мы были готовы.

Май в этом году ждали по разным причинам. Первое и самое главное – Пасха, а второе, и не менее ожидаемое- это путь на Афон. В апреле съездили в паломнический центр в Москве, оплатили тур и визы. Так, как отец А. прилетал через 1,5 часа после нас, мы не попадали в автобус, который должен был доставить в Уранополис какую-то сплочённую группу из Москвы, и нам пообещали, что будет такси за полцены – 100 евро. Нас всё устраивало.

Перед ожидаемым маем, ещё Великим Постом, я с Артёмом и моим сыном, смотались к отцу Алексию, которого звал с нами в поездку. Так, как живёт он далеко, во Владимирской области, а всегда хочется не просто приехать поболтать, но и получить пользу от такой дороги, то выезжаю всегда рано, чтобы успеть к началу Литургии. Старт из Москвы в 5 утра, к 8 уже на месте. Правда, последний раз мы были на месте уже в 7:15, рассвело рано и по светлой дороге катилось быстрее.

Служба на новом приходе. Соборование. Едем в его старый приход в д. Жерехово. Переговорили по очереди с батюшкой каждый по своим вопросам и уже встали с лавки и собрались уезжать, но тут отец Алексий вспомнил про Афон.

- Ну как там с Афоном?

- Едем 17 мая. – ответил я.

- Тогда садитесь. – отец Алексий указал на лавки, с которых мы только что встали, и начал нам рассказывать: куда надо сходить, что надо взять с собой. Отвечал на наши детские вопросы. В память врезалось следующее:

1. Надо побывать в Русском монастыре Святого Пантелеймона
  2. Надо побывать в Старом Русике, он там рядом
  3. Рыбу не покупайте – дорого, морепродукты- нормально и вкусно. Кушать в Уранополисе идите сюда, диамонтирионы там и т.д. и т.п.
  4. Если получиться, то побывайте в Болгарском Зографе – они бедные, но очень добрые.

- Всё, в добрый путь, с Богом, Ангела Хранителя Вам! – иерейское благословение.

Итак, Великий пост подходил к концу и приближалась Пасха, а после Пасхи уже счёт пошёл на дни. Если честно, в последние дни даже не читал ничего про Афон. Уже начитался, уже просто хотелось туда-прикоснуться к первоисточнику.

Накануне, с Артёмом условились о месте встречи и разбежались по домам.

Перед стартом

Встал рано и в 6 утра уже вышел из дома. Вообще, я хорошо ориентируюсь в метро, хоть и работаю недалеко от дома, и, в последнее время, в метро спускаюсь редко. Чаще на машине, а тут- условленная встреча с Артёмом в метро. Встреча на Павелецкой кольцевой. Куда уж проще? Всё подписано. На кольцевую? Поверните направо. В сторону Павелецкой? Опять направо. Но, почему-то, на Проспекте мира ноги понесли налево и я поехал в противоположную сторону. Если бы не этот просчёт, прибыл бы вовремя, а так опоздал минут на 10. Идём быстрым шагом, торопимся, боимся опоздать, но, вроде, пока успеваем. На Павелецком встали в очередь в пригородные кассы, потом сориентировались и побежали в кассы на аэроэкспресс. Успели везде. В экспрессе обсуждаем какие-то рабочие вопросы, но мыслями уже в самолёте и в Греции.

Довольно легко проходим контроль. Багажа у нас нет и вот, мы уже в свободной зоне, осталось дождаться выхода на посадку. Очередь. Афонцев видно сразу по экипировке, ну и батюшки вокруг конечно. В самолёте какая-та весёлая компания. Я ещё удивился: вроде ребята не похожи на паломников, пьют от души и веселятся от души, но не мешают никому- веселье тихое внутри своей компашки… но женщин нет, неужели на Афон? А может просто спортсмены какие-нибудь, едут на сборы… кто их разберёт?

Взлёт. Понесли напитки и завтрак. Артём отказался, а мне бы его порцию себе забрать, но рядом со мной сидел богатырь-батюшка, и, наверное, я постеснялся его – ему одну порцию, а я две буду уплетать.

Греция

Посадка. Проходим греков-пограничников в числе первых. Всё. У нас 1,5 часа ожидания до прилёта отца А.. Делать нечего. Тут позвонил Геннадий, который должен был нас довезти до Уранополиса и сообщил, что за нами приедет Лариса, которая провезёт нас часть пути, потому что он не успевает за нами приехать. Мы на всё были согласны, времени у нас хватало. Пошли в бар, перекусили, отдохнули, а тут и наши прилетели. Вот вижу- идёт отец А., машет рукой, рядом идёт Павел. Обнимаемся с отцом А., знакомимся с Павлом.

- Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

Отец А.:

- Нам надо созвониться с Марией- это та женщина, которая обещала помочь Павлу с диамонитирионом.

После этих слов, как из-под земли, сразу же возникла Мария. Мы быстро переговорили и, взяв свои 50 евро, Мария, также тихо, исчезла, а мы пошли искать Ларису, которая должна была провезти нас полпути до Уранополиса.

Едем в машине. Лариса все время что-то рассказывает, отвечает на наши вопросы, а мы и её слушаем, и успеваем обмениватья информацией между собой. С отцом А. последний раз виделись в начале октября, когда он приезжал в Сергиев Посад на Сергия Радонежского.

ПДД в Греции не соблюдают. В этом я убедился ещё в прошлый приезд в Грецию, когда отдыхал тут с сыном, а в этот раз Лариса подтвердила мои наблюдения. Две сплошные, скоростной режим… да… у нас за такую езду- уже не было бы прав….

Какая-та деревушка… и вот, остановка и у машины стоит утомлённый Геннадий. Наша паломническая служба не предупредила его, что мы ждём батюшку из Германии и поэтому задержимся на 1,5 часа после посадки нашего рейса. Нашей вины тут не было и я спокоен, как слон. Ещё минут 40 или 50 езды и мы въезжаем в Уранополис.

Уранополис

Проблема была в том, что Павел вскочил на нашу «электричку», когда она уже на полных порах неслась на Афон, поэтому его не значилось ни в одной нашей брони.

А у нас уже:

1. Забронирован номер на троих в Уранополисе, в первый день приезда.

2. Забронирован номер на троих -в последний день отъезда, в Салониках.

3. Забронированы ночлеги в монастырях.

Поэтому, когда мы подъехали к отелю в Уранополисе (кажется, это известная многим по разным рассказам «Македония»), в отношении Павла у нас была неопределённость. Было конечно желание по «12 стульям» сказать, что «этот мальчик с нами», но греки нас могли не понять, да и Павел был довольно крупный мальчик и не тянул на детскую кроватку. Итак, бросить его- мы не могли. Спросили через Геннадия у хозяина отеля про возможность поселить его к нам, но хозяин настаивал на каком-то другом отеле, откуда он привозит всех потом сюда. Нас этот вариант- не устраивал. Надо держаться всем вместе, поэтому решили подумать и принять решение- потом. Всегда можно снять комнатку или отель рядом- там их полно. Бросили вещи, обнаружили на шкафу какие-то диванные подушки и, вроде как, вполне 4 человека могли уместиться – трое на кроватях и один на полу.

По старой русской традиции на пол положили батюшку. Конечно, каждый из нас требовал это почётное место для себя, ссылаясь на боли в спине, лунатизм, воспаление коленной чашечки и просто любовь к батюшкам, но отец А. стоял на этих подушках, как скала и коронное место нам не отдал.

- Идём гулять?

- Да, надо посмотреть, где тут выдают диамонитирионы, где тут билеты на паром и где сам причал.

- Идём.

Вроде выходили из номера все вместе, но отец А. шёл чуть впереди, я даже слышал шелест его подрясника и, кажется, видел его тень впереди. На выходе нас оставалось только трое – я, Павел и Артём. Батюшка исчез. Вот искушение… Побегали по коридорам и закоулкам отеля, Павел даже приставал к женщине в баре с вопросами:

- Не видели тут батюшку, который с нами приезжал, в чёрном таком?

Сразу вспомнилась цитата из фильма, который мы ещё вспомним в этот день:

«Маленького в пижаме, в ушанке встретишь- приведи. Это мой.»

Нашего батюшку мы так и не нашли, и решили, что Отцу нужно побыть одному, а с поставленной задачей мы справимся и втроём… да и на троих, да без батюшки можно много задач решить!

Через 40 минут мы нашли полицейский участок, где выдают диамонитирионы. Через 10 минут нашли кассу, где продают билеты на паром, а рядом и причал, откуда стартуют паромы в сторону нашей мечты.

Осталось только поужинать. Пока шли по набережной, нас заманивали разные девушки в свои кафе, обещая очень разнообразное меню и «скидочки дадим». Про скидки они добавляли полушёпотом. Как потом оказалось, нам скидку дать не смогли. Вот после того, как мы нашли все точки, куда нам завтра утром надо было дойти, с чувством выполненного долга, мы пришли на ужин в один из таких ресторанчиков. Правда, быстро обнаружилось, что в этом заведении накрыт стол для компании человек в 20-25 и, судя по всему, на нас времени уже не хватало. Переместились в соседнее кафе и не пожалели. Поели морепродукты с картошкой, вкусный салат сацики, а на втором бокале вина, я увидел отца А. заходившего в магазин напротив кафе. Через несколько минут он сидел уже с нами за столом, на котором быстро возник четвёртый бокал и даже Павел, который до этого отказывался от вина, согласился на «совсем по чуть-чуть». Вечер был замечательный. Было похоже, что мы с жёнами - тихая мирная прогулка по городу, ужин и вроде как пора идти спать. Решили ещё немного побродить, чтобы не ложиться в кроватки раньше, чем это делали в этот день наши дети дома. Отец А. опять пошёл куда-то гулять один, но на этот раз предварительно отпросился. Кстати, пока он первый раз где-то отсутствовал, то успел искупаться в море и за столом он сидел с полусухой головой и страшно довольный.

Идём, бродим, нарезаем круги по городу. Вдруг из магазина выходит отец А. и какой-то мужичок в синем поло. Как выяснилось, нашего отца А. вели «поить чаем», теперь видимо это так называется. Дальше объяснять не надо. Мы, как его друзья и верные соратники, тут же «сели на хвост»! Мало ли, что там ему нальют! Мы должны сначала сами проверить и убедиться, что это не опасно.

По дороге обратно на набережную, Олег, так звали нашего нового товарища, обещал накормить нас барабулькой. Честно говоря, это пугало. Рыба в Греции стоила очень дорого, самое дешёвое и вкусное – морепродукты. Пугало страшно, но халява… Нет, я не знаю, как мои товарищи, говорю за себя. У меня на душе праздник, завтра буду на Афоне, я встретился с отцом А., а тут ещё и барабульки, от которых предостерегал нас отец Алексий – «Только рыбу не покупайте, она очень дорогая там в кафе - 50 евро за 1 кг.».

Олег был уже навеселе. Да, помните ту компанию мужиков, которая летела с нами в самолёте и я гадал, кто они такие? весёлые и без женщин? Он был, как раз, из той компании. Они, как и мы, ехали на Афон. Просто люди очень радовались новой встрече с Афоном. Мы разные, кто-то может порадоваться апельсином с банкой горошка, а кому-то хочется порадоваться вот так. Главное, чтобы другим жизнь не отравляли своей радостью- тут согласен, но они не отравляли. Там всё было как в известном фильме: «И вообще после нас чистота и порядок».

Итак, Олег весь светился от счастья. Первое, что он сделал, это сказал официанту, что надо сдвинуть половину столов в кафе, потому что нас будет 15 человек. Официант был не уверен в том, что он правильно нас понял, но Олег трижды продемонстрировал ему, что у него по 5 пальцев на каждой руке и официант удалился за подмогой двигать столы. Столы сдвинули и накрыли на 15 человек, а мы скромно сели с краю. Вообще, в моих планах не было бурного отмечания. Другие участники группы также показывали, что они тут только ради отца А.. И кушали барабульку, и пили вино, исключительно, чтобы отцу А. не пришлось краснеть за своих друзей.

Да… Олег взбодрил наше сонное царство. Он так загадочно улыбался при упоминании Афона и так многозначительно молчал, когда мы смотрели на него после заданных нами вопросов, что желание-, чтобы настало завтра- усиливалось с каждым мгновением.

Наверное, на нашем первом ужине 40 минут назад, мы не наелись. В тот вечер мы съели килограмм 5 этих барабулек. Официанты приносили блюдо с рыбой раз 5, а вот вина- выпили не много(пару небольших кувшинов белого вина).

Олег ехал на Афон уже восьмой раз. Сам он- бывший военный, офицер запаса, для меня родная душа уже хоть в этом. Да и вообще, мне в нём очень много нравилось, в чем-то мы, как мне казалось, были похожи. Олег рассказал много историй про Афон из своих прошлых поездок, посмеялся над нашими планами. Мне врезался в память его ответ на мой вопрос:

- Олег, во сколько утром надо идти за диамонитирионами? На их дверях видели расписание работы с 7:30, но, наверное, будет очередь и надо прийти пораньше?

Олег улыбнулся. Кажется, он уже был сильно «навеселе», поднял палец кверху и ответил:

- Кто рано встаёт…

Дальше, такое ощущение, что он говорить не мог, поэтому он просто светился улыбкой, а мы улыбались ему в ответ.

Операция

Пришли в номер, но так, как спать всё равно не хотелось, я сбежал. Мне очень хотелось побродить одному по Уранополису, подумать, попытаться собрать разлетающиеся мысли в кучу. Через какое-то время, оказался за стойкой бара на набережной.

- Бокал вина, будьте добры. – сказал я улыбающейся девушке за стойкой бара.

- Красного?

- Да, конечно, просто один бокал. Эвхористо!

- Паракало! Вы откуда?

- Из России, из Москвы, завтра на Афон еду…

- А я из Болгарии. - И грустно добавляет: На Афон девушкам не можно….

Заплатил за вино и побрёл в номер. Идти предстояло недолго. Через 5 минут я уже входил в номер, который, за время моего отсутствия, превратился в операционную.

На полу, у выхода на балкон, лежал отец А.. Рядом с ним сидел Павел, у которого изо лба шёл свет… и вокруг них суетился Артём. Свет изо лба Павла шёл от налобного фонаря. Я всё мечтаю купить себе такой же, но, как только в магазине встречаюсь с ним, то пытаюсь представить, где смогу его использовать и ничего в голову не приходит.

Итак…Оказалось, что отец А., когда первый раз исчез из поля нашего влияния в Уранополисе, после заселения в отель, решил провести это время с пользой и искупаться в море. Там он, в благородной рассеяности, раздавил морского ежа, который отплатил его за это своими иголками (кажется, в левой ступне). Кто знает- что это такое - вздрогнул, кто не знает- вздрогнет чуть позже.

Иголок было много- по всей ступне.

Артём с Павлом достали где-то швейную иглу и теперь, с её помощью, пытались достать обломки от ежиных колючек.

Я подсел к ним поближе и стал наблюдать. Отец А. мужественно, стиснув зубы, терпел боль. Павел светился от счастья и фонаря, что ему посчастливилось оказать помощь батюшке. С любовью истинного прихожанина, он втыкал иголку в ступню отца А. и пытался достать эти здоровенные занозы. Артём, с уверенность кандидата медицинских наук, что-то советовал Павлу и подавал самодельные тампоны.

Спрашиваю у отца А.:

- Не боитесь этих костоломов? За что Павел Вас так?

Отец А. смеётся, сквозь слёзы, и говорит:

- Много лет знаком с Павлом. Всегда думал, что он компьютерщик, и, только сегодня утром, в самолёте узнал, что он доктор. Правда- терапевт, а не травматолог или хирург. Вот вытаскивает иголки…

Так, с одним понятно. По Артёму я тоже утром узнал много нового в аэропорту Греции. С учётом того, что мы работаем вместе в IT компании, выяснилось, что он довольно сносно говорит и понимает по- английски и, в своё время, даже поступал в ин.яз. или, что-то, с ним связанное. Но, что-то не срослось и он пошёл на IT направление.

Терапевт и айтишник продолжали операцию по извлечению заноз из ноги отца А., причём из дезинфекции у них не было ничего, кроме винных паров. Это меня возмутило и я стал требовать, чтобы раны залили йодом или, на худой конец, каким-нибудь спиртом. Видимо, требовал я это очень убедительно, потому что уже через 5 минут мы с Артёмом бежали в аптеку, а ещё через какое-то время, не миновав маленького приключения, вбегали в номер с пузырём йода.

За время нашего отсутствия ситуация не сильно изменилась: иголок не убавилось. Вспомнили все вместе цитату из к/ф «Операция с Новым годом», когда несчастному делали операцию:

— Вам надо быть в масках, и в перчатках, и в халатах, а то вы все вон- в пижамах. А этот- даже в бороде! Нестерильный явно. И руки помойте!

— Слушай, может ты сам себе операцию сделаешь?

— Его надо усыпить, он своими репликами операции только мешает.

С учётом того, что у некоторых из нас уже была намётка на бороду, а у отца А. была самая настоящая борода, было довольно весело. Все уже смеялись. Только отец А., сквозь смех, иногда вскрикивал.

Павла было не остановить. Но, даже если бы я нейтрализовал Павла, за иголку взялся бы Артём. Уверен, что только звание доктора останавливало Артёма от шага отодвинуть Павла и самому взяться за иглу.

Смех смехом, но батюшке стало совсем невыносимо и Док с Айтишником приняли решение, что надо искать обезболивающие. Все стали вспоминать истории из жизни про обезболивание и думать, что и как применить в данном случае. С собой у нас ничего подходящего не было. Надо опять бежать в аптеку. Так, как в этом мог разобраться только Павел, в этот раз в аптеку побежал он с Артёмом. Пока они отсутствовали, мы обсудили с батюшкой некоторые мировые проблемы, а также случаи из жизни, когда приходилось делать операции без наркоза. Как мне показалось, минут через двадцать, в нашу мирную беседу ворвались доктор Паулс с ассистентом А.. В руках у них были шприц и два пузырька с какой-то жидкостью. Павел сыпал терминами и жестикулировал руками со шприцем. У отца А. волосы поднимались дыбом, но он продолжал скромно улыбаться. Было видно, что ему было очень больно от иголки, но ещё больнее было бы обидеть Павла своим недоверием к его таланту врача.

Я был готов в любой момент выхватить из рук медицинского персонала орудия пытки и спасти батюшку. Внимательно изучаю мимику на лице батюшки, чтобы понять, когда оттаскивать этих коновалов от его тела, а то, не дай Бог, придётся везти в Кобург мощи мученика, так и не побывав на Святой Горе. Артём что-то уверенно советовал Павлу и продолжал подавать тампоны. Кстати, больше всего меня удивляло, что Павел с чем-то из доводов Артёма соглашался. Терапевт, айтишник… мда... Хотя с другой стороны, управляют же у нас отдельные «кухарки» государством, а тут не пересадка сердца, а простая операция, по словам Павла.

Шприц вскрыли. Павел воткнул его в пузырь, вобрал жидкости и уже собрался вогнать иголку в ступню батюшки, как отец А. робко поинтересовался, не вгонит ли сейчас его прихожанин ему пару кубиков воздуха с лекарством вместе. Отец А. очень скромный, добрый, ласковый человек, но отходить по чьей-то забывчивости в мир иной явно не спешил. Павел ухмыльнулся и чуть надавил на поршень шприца. Из иглы вылетело немного жидкости.

- Вы, наверное, хотели увидеть это?

Мы с батюшкой одновременно закивали головой.

Но дальше, преклоняю голову перед талантом терапевта Павла. Док всё сделал уверенно и чётко - вогнал обезболивающее в ступню и стал рвать кожу на ступне батюшки, вытаскивая иголки морского ежа. Обезболивающие подействовало, чуть ли, не моментально и к манипуляциям со своей ногой батюшка был уже равнодушен.

Я не мог смотреть больше на эту операцию и, получив от отца А. благословения, стал читать вечернее правило.

Через 30 минут операция была успешно завершена. Раны чем-то смазаны и пора было спать. Отец А. наотрез отказался перекладываться с пола на диван.

Завтра… уже завтра Афон. Душа пела.

2 часть

Теги:

КОММЕНТАРИИ - ВРЕМЕННО ВЫКЛЮЧЕНЫ

Обязательные поля для заполнения *
Ваше имя*
Адрес электронной почты (не публикуется на сайте)
Текст комментария*

Для отправки комментария ответьте на вопрос: Сколько будет: 2+10 =
(Комментарии на сайте публикуются только после модерации)